Современный период развития общества предъявляет к выпускнику
колледжа новые требования. Это в свою очередь требует расширения его
профессионального кругозора, фундаментализации общепрофессиональной
подготовки.
Согласно
международным стандартам, качество – это степень соответствия
характеристик объекта (в том числе услуги) ожиданиям потребителя.
Качество
образования, прежде всего, обеспечивается актуальностью содержания и применением
эффективных технологий обучения. Содержание образования должно включать набор необходимых знаний,
умений и навыков для успешной профессиональной деятельности и постоянно корректироваться с учетом
самых последних достижений в соответствующей отрасли.
Важнейшая составляющая качества – это
содержание образования, т.е. то, чему учат студентов. Безусловно, речь идет о
реализации государственного образовательного стандарта по специальностям,
соответствующего национальным требованиям качества подготовки специалистов,
отвечающего международным требованиям и основанного на профессиональных
компетенциях, т.е. требованиях работодателей. Другая составляющая качества
образования – преподаватели, осуществляющие образовательный процесс. Сегодня им
просто необходимо владеть современными технологиями обучения.
Контроль
и оценка знаний представляют собой одну из ведущих задач, стоящих перед
преподавателями всех образовательных учреждений.
Задачи
каждого цикла реализуются посредством системы теоретических,
семинарско-практических знаний и самостоятельной работы студентов. Поэтому очень важно с помощью проверки и
оценки выявить те знания, которые усвоили студенты на каждом этапе обучения,
достижения и недостатки в подготовке будущего специалиста. Оценка знаний в той или иной форме является
необходимой частью учебного процесса.
Формы и методы ее могут меняться, не ограничиваясь давно известными.
Если преподаватель ставит перед собой задачу оценить уровень знаний группы или
отдельного студента, сравнить этот уровень с заданным эталоном, здесь на первый
план выступает объективность оценки. Другая задача, стоящая перед
преподавателем, - выявить пробел в знаниях студента, недостатки в усвоении
изученного материала, наметить систему мер по ликвидации отмеченных
недостатков.
Как
известно одним из критериев эффективности современного занятия является
контроль знаний студентов.
Контроль
включает в себя наблюдение за ходом и характером усвоения учебного материала,
сравнение контролируемого параметра с заданной программой, выявление причин и
характера возможных затруднений студентов по данной дисциплине, корректировку
их знаний.
Контроль
должен быть методически грамотным и, следовательно, отвечать следующим
требованиям:
1.
Систематичность – постоянство осуществления
контроля, его соответствие поставленным целям
2.
Максимальная широта охвата студентов –
при проведении контроля нужно использовать не только индивидуальные, но и
коллективные формы работы.
3.
Дифференцированность – учет уровня
подготовки и интеллекта студентов, а также их индивидуально-психологических
особенностей
4.
Оперативность – необходимость
относительной простоты и быстроты проведения контроля, а также оценивания его
результатов
5.
Открытость (гласность) – результаты
контроля должны быть доступны и наглядны для студентов
6.
Своевременность
7.
Объективность
8.
Научность
В
зависимости от этапов изучения материала возможно использование разновидностей
контроля:
1.
Предварительный контроль (имеет цель –
узнать уровень знаний студентов перед началом изучения курса или на
определенном этапе)
2.
Текущий контроль (позволяет ответить на
вопрос «Как идет усвоение знаний?») – является самым распространенным видом
контроля.
Возможно
использование следующих форм текущего контроля:
o
индивидуальный устный опрос o
блиц-опрос (фронтальный) o
проверочные и контрольные работы o
терминологический диктант o
творческие работы (направлены не только
на активизацию познавательных интересов студентов, но и на развитие их
творческих способностей, а также на формирование умений применять свои знания
на практике; тематика таких работ может быть различной) o
решение задач (в группах, индивидуально
каждым студентом, на доске и т.д.), защита докладов и рефератов (показывает степень осмысления
студентом рассмотренной темы и уровня его самостоятельности при выполнении
работы) o
защита курсовых работ o
защита практических работ o
уроки самоуправления o
семинарские занятия с элементами диспута o
решение ситуационных задач o
работа с карточками-тестами o
проведение конкурсов деловых игр,
викторин.
3.
Итоговый контроль:
а.
Контрольные работы – включают в себя
теоретические вопросы и практическое задание – расчетно-графическую или
ситуационную задачу
б.
Зачет в устной форме
в.
Зачет в форме компьютерного тестирования
по дисциплине проводится на последнем занятии по наиболее важным и значимым
темам курса. При этом используется специальная компьютерная программа, которая
позволяет студентам сразу после ответов получить оценку. Основным достоинством
такой формы контроля является широта охвата материала, наличие вариативности, а
также быстрота и оперативность в определении уровня знаний
г.
Экзамен по дисциплине
Таким
образом, формы и методы контроля, применяемые на занятиях, могут быть
различными и выбираются в соответствии с конкретным содержанием материала и
целями обучения, поставленными на данном этапе.
|